воскресенье, 19 июня 2011 г.

Талант не продается, и рукописи тоже не берут...

Дублировано на Мыле.
--- Байки на ночь ---
                                   19.06.2011 © Валерий Зудов

Конец света давно наступил, просто мы этого еще не заметили. Все долго с разным упорством учились читать, а некоторые еще и художественно писать. И то, и другое уже практически не нужно. Три свои библиотеки, которые собирал всю сознательную жизнь, могу теперь выбросить на помойку. Они мне более не понадобятся – с некоторых пор всё читаю с экрана монитора. Вернее, не всё, а кое-что. Потому что нельзя объять необъятное.


Читаю еще пока. Потому что динозавр. Потому что читать что бы то ни было уже совсем не обязательно. Всю классическую литературу уже давно экранизировали в разных вариантах. Помнится, «Войну и мир» читал месяц, наверное. А тут – за два часа посмотрел фильм, поплевался и так же и забыл. Телевизор заменил и книги, и газеты – каналов до фига, можно не отрываться. Читать остается только титры, но это не обязательно, поэтому они проскакивают в конце фильма за долю секунды.

А тут еще и интернет развивается с такой бешеной скоростью, что и там все меньше приходится что-либо читать. Кругом иконки, картинки, баннерки-анимашки. А самое главное – вместо длинных cтатей-портянок, которые поначалу развешивали на всех сайтах, всё более висят видеоклипы. Мы ж занятые, нам же некогда читать-то, даже терминология появилась соответствующая: «Многа букаф, ниасилил». Ну, правильно. Кто ж читает статьи? В крайнем случае вполглаза по-быстренькому сосканируем, может, выделим что-то главное, а может, и нет. Художественная ценность произведения вообще становится чем-то лишним, мешающим усваивать информацию. Неважно – пора быстренько на другой сайт, где текста поменьше, а побольше картинок, анимации и видео.

Помнится, в советские времена мы снисходительно посмеивались над американцами, которые всю классическую литературу изобразили в тоненьких комиксах. В итоге мы все равно забыли, что там понаписали гении в толстых книжках – да просто физически в голову не влезет столько словесной изящности. Так, застряли в мозжечке несколько дежурных стишков да пара знаменитых афоризмов. Примерно столько же, сколько у среднего американца от просмотра комиксов.

Впрочем, байка. Конечно же, если расписывать в деталях, это целый роман. Роман о романе, который так и не дописан и не издан. Интересны ли вам мои душевные и телесные метания в процессе создания книжки? Опустим ли истории моих друзей-писателей, которые судьбу свою посвятили художественному слову, а оно, это слово, не стало глаголом, зажигающим хоть одно сердце, ожиревшее ныне от фаст-фуда? И мораль всех этих историй – только в целеустремленности товарищей, достойной восхищения. Можно даже сказать, в подвижничестве – все деньги потратили на издание книжек, сами торговали ими с лотка, чтобы с голодухи не откинуть свои истоптанные по издательствам копыта. И теперича у каждого графоманствующего гения дома склад непроданных шедевров, потому что даже в макулатуру не принимают – бензин экономят.

Нет, не почувствовал я в себе искры божией. Не Салтыков я и не Щедрин. Не Ильф и даже не Петров. Зачем увеличивать бумажную энтропию? Буду лучше в блогах увеличивать энтропию электронную. И уже пришел было к выводу, что сгоношу хоть одну электронную книжку в порядке курьеза и для истории – благо, баек, фельетонов и прочих россказней насочинял на сто томов. Короче, чтобы было.

И ведь после очередного симпозиума с друзьями - писателями и издателями - начал было процесс, тем более что пообещали большую скидку и на бумажный тиражик (на подарки), но вовремя остановился. Потому что тот же интернет совершил очередной кульбит, и теперь я уверен, что даже в электронном виде мой роман в байках – инфопродукт второй свежести. Цена ему в базарный день – 50 американских копеек за кубометр. Вот вы бы купили такую электронную книжку? Правильно, нафига, если все байки свободно висят на бесчисленных моих блогах, только ведь дальше первой страницы их никто не листает – всем некогда!

Вот если бы по мотивам каждой байки снять по видеоролику – тогда да, тогда дороже. Да если еще в них понатолкать вирусной рекламы – опять-таки копейка. Только кто бы снял, смонтировал, в тырнет повесил (файлы-то получатся неподъемные для мегафоновского «свистка»). Да раскрутил бы кто бесплатно на ротаторе «АйнетГлобала” (ну, это пока единственное, что я смогу сделать без посторонней помощи) с помощью продающих видеороликов “ТокФьюжена” (которые тоже кто-то бы снял да смонтировал) – вот тогда бы, может быть, и пошло бы дело, да только что-то я не вижу себя в этом творческом процессе. Разве что мелькнет на сотую долю секунды титр: “Идеи сюжетов - В. Зудов”. Тьфу, засада!

В общем, нарисовал я вам картинку, как всегда несколько утрировав для усвояемости излагаемого. Сижу вот и репу чешу: делать или не делать? Такой гемор – и ради чего? Вообще, я думаю, скоро литература, даже такая легкая, как моя, станет чем-то вроде балета или оперы, или оперетты: есть группа любителей, а еще больше таких, кто раздувает щеки и изображает из себя знатока всего изящно-элитарного. Из тех, которые готовы часами смотреть на черный квадрат Малевича и поражаться глубине замысла.

Тоже неплохо. Большой театр полон, в галереях – не протолкнуться. Когда библиотеки закроются за ненадобностью, останутся только самые богатые и превратятся в музеи, где бумажные книги будут показывать наравне с костями мамонта. Но не факт, что мои наскальные письмена будут иметь хотя бы археологическую ценность – таких писателей нынче миллионы – их тьмы, и тьмы, и тьмы, если включить сюда всех блогеров, мало-мальски владеющих пером. Да нет, и не надейтесь – смоет историческая объективность всю нашу шумную братию в диалектическую канализацию. И ждать осталось не так долго, как все мы думаем и как некоторые надеются. И утешение найдем только в том, что и основную массу видео тоже смоет. Но на наш век хватит.

А дальше? А дальше, похоже, потреблять духовные ценности будет просто некому. Уже сейчас наблюдаются признаки замены человека машиной. Вот, скажем, мой брат садится в свой японский автомобиль, так машина ему подсказывает: “Пристегните ремень”. Трогаемся. Она ему: “Впереди помеха. Держите дистанцию”. Брат лупит по рулю: “Может, ты сама поедешь, а я дома посижу?” А тут подает голос навигатор: “Через 200 метров поворот налево”… А машины что, будут видео смотреть?

Да, байка получилась какая-то и не байка совсем, а так, потоп сознания. Ну, в общем, когда в самом начале я сказал, что настал конец света, я имел в виду свет знаний, просвещение. Вместо света образовались какие-то радужные разводы на мыльных пузырях. Оно ведь, если вдуматься, то чтобы сдать нынешний (как выясняется, весьма неоднозначный) ЕГЭ, можно вообще не прочитать ни одной книжки, а пригласить кого-нибудь умного со стороны сдать за тебя тесты или скачать готовые ответы из интернета. Хотя о чем это я? Какой такой ЕГЭ, если нынче можно спокойненько купить себе сразу диплом кандидата наук! И выступать со сцены или трибуны – и по телевизору покажут, и писать ничего не надо…

Хотел бы узнать мнение всех моих друзей-читателей, стоит ли заморачиваться изданием бумажной книжки или просто электронной, тогда как внезапно пришла в голову очевидная мысль: а хоть кто-нибудь кроме меня самого долистал ли до конца хоть один из моих блогов? Глубоко сомневаюсь, потому что и сам не могу вспомнить, когда и чей блог кроме своего я прочитал с самого его зарождения. Всё какими-то набегами получается…
 


Комментариев нет: